Сейчас стало модно составлять всевозможные рейтинги. И для некоторых общественных организаций так легко просто сложить цифры, ранжировать получившиеся показатели и повесить некий ярлык со словами «самый» или «худший». А что цифры обозначают, что за ними стоит, и как экономически понимать тот или иной показатель с его качественной составляющей – об этом авторы рейтингов задумываются как-то неохотно. А может быть в этом-то как раз, и скрыта суть… Ведь известно, что представители некоторых рейтинговых компаний намекают на возможность повлиять на местонахождение региона в том или ином рейтинге…
К сути вопроса. Недавно Пензенскую область включили в десятку регионов с высоким рейтингом коррупционных рисков при размещении госзаказов. При этом в чистом виде было применено правило из желтой прессы – чем громче заголовок, тем больше у него читателей. Так и здесь. Заголовок гласит: Рейтинг коррупции в государственных закупках по регионам РФ. Читаешь описания показателей, и становится грустно от дилетантства. Однако для некоторых местных СМИ этого было достаточно. Они дружно подхватили «знамя» сделав перепечатки и растиражировав «горячую» информацию, которую, как я предполагаю, никто из журналистов не перепроверил и, даже, не попросил областное управление госзакупок прокомментировать.
Для обычного человека, который редко или совсем не сталкивается с госзакупками, математика рейтингов кажется логичной и объективной. Я решил детально разобраться сам и попробую объяснить, что в реальности скрывается за сухими цифрами.
К примеру, авторы рейтинга оценивают показатель «Допущен единственный участник» к участие в конкурсе. В нашем регионе этот показатель равен 10,1% от общего числа заказов, что является средним уровнем по стране. И в этой связи кажется, что вот и коррупционный фактор – ведь для участия в торгах должны допускаться все желающие, тогда и конкуренция будет сильнее. Но такая позиция не всегда верна. Конечно, подать заявку на участие может каждый, но есть и адекватные требования к поставщику, которые он должен выполнить. К сожалению, не все заявившиеся их выдерживают, и происходит естественный отсев. Как можно доверить выполнение госзаказа тому, кто даже, к примеру, не в состоянии правильно оформить документы?! В результате и доходит до «финиша» единственный участник. А кроме этого, а возможно это даже основной момент – по жесткому указанию губернатора Пензенской области, на торги выставляются лоты по самой минимальной цене за услуги или товары! То есть изначально устанавливается не средняя цена, которую допускает закон, а самая низкая. В итоге многие компании понимают, что со своим завышенным прайс-листом они могут даже не претендовать на победу, а тем более случается и дальнейшее снижение цены. В таких случаях даже победители отказываются от уже заключенного контракта. Так что в нашем регионе с изначально низкой закупочной ценой в более чем половине случаев снижение от первоначальной цены не превышает 5%. Но авторы рейтинга в этом видят коррупционный фактор, не желая понимать простых законов экономики.
Удивляет и то, что для оценки коррупционных рисков при размещении заказов аналитики стали оценивать такие показатели как «Наличие обоснованных жалоб», «Отказ от заключения контракта», «Дробление заказов». При этом они практически не влияют на рейтинг и рассчитываются явно некорректно, поэтому не буду углубляться в эти параметры. Они так же не дают представления о реальной ситуации.
Ну а кроме того, «рейтингисты» почему-то свалили все цифры в кучу, объявив общую сумму проведенных закупок в объеме более 46 млрд.рублей, при всем том, что областное управление госзакупок провело торгов на сумму около 11 млрд.руб. Откуда взялись еще 35 млрд.рублей? А это торги федеральных структур, государственных и иных предприятий, не имеющих никакого отношения к областному правительству. Как-то об этом забыли упомянуть. Много ляпов…
В этой связи вспоминается некогда популярный американский сериал, где главные герои искали внеземную жизнь, а истина все ускользала у них из рук. Так и здесь, читаешь опубликованные таблицы с показателями и пытаешься найти разумное зерно, но все четче понимаешь, что нынешняя математика рейтингов далека от реальности: истина даже не рядом.
Но, как это ни странно, я хотел бы поблагодарить «экспертов», которые составляли этот рейтинг! Благодаря ему, многие структуры и должностные лица, детально проанализировав систему работы по госзакупкам, убедились в том, что нам есть чем хвалиться и чему учить других! Вот такой, возможно для кого-то, парадоксальный вывод я сделал.