понедельник, 30 июня 2014 г.

Дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих


Сегодня состоялось заседание Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике в режиме видеоконференции.
На совете мне довелось выступить с коротким докладом о нашей работе в части организации дополнительного профобразования государственных и муниципальных служащих в Пензенской области.
Нам есть, что показывать и чем гордится. Пензенская область одна из немногих, где уже давно создан и эффективно действует центр дополнительного профессионального образования кадров Правительства Пензенской области. Есть целостная система подготовки и переподготовки служащих.
Готовясь к докладу мы сделали видеофильм, но оказалось, что по техническим причинам, его (видеофильм) показать в режиме видеоконференции не возможно, поэтому я представил информацию в виде презентации. Фильм мы решили выложить на нашем канале в youtube (здесь).
Возможно, кому-то будет интересно и полезно узнать о проводимой в Пензенской области работе, поэтому я решил опубликовать презентацию.
Слайд1


Добрый день коллеги!
Профессиональное развитие кадров государственной службы является одним из главных направлений инновационного развития нашего региона. При поддержке Губернатора области Василия Кузьмича Бочкарева в целях развития системы непрерывного образования создан и успешно функционирует центр дополнительного профессионального образования кадров Правительства Пензенской области. О работе центра и организационной платформе дополнительного профессионального образования мы сняли фильм, который будет вам направлен.
Слайд2

Остановлюсь более подробно на ключевых моментах работы по организации дополнительного образования.
При организации дополнительного профессионального образования возникала проблема снижения мотивации государственных служащих к обучению. Это было связано с тем, что результаты обучения не создавали достаточных возможностей для их профессионального развития и должностного роста. В Пензенской области данная проблема решена благодаря применению технологий индивидуального планирования. Это стало возможным благодаря четкому алгоритму работы по непрерывной подготовке кадров. Первым этапом работы является определение направлений профессионального развития служащих посредством метода оценки и автоматизированного психологического тестирования.Затем полученные результаты соотносятся с тематиками, определенными в перечне приоритетных направлений, согласованных Администрацией Президента Российской Федерации. По итогам анализа составляются рекомендации по формированию индивидуальных планов профессионального развития.
Ежегодно в каждом органе власти проводится сводный анализ сформированных индивидуальных планов. Результаты анализа ложатся в основу содержания программ по профессиональному развитию государственных гражданских служащих, разрабатываемых на трехлетний период. В программах определена ежегодная потребность в дополнительном профессиональном образовании.
По итогам формируется сводный госзаказ на дополнительное образование.
Слайд3
В конце каждого отчетного периода анализируется исполнение индивидуальных планов. Основное внимание уделяется мероприятиям, направленным на самообразование. В целях контроля за выполнением индивидуальных планов проводится тестирование служащих.
Для не выдержавших испытание составляется индивидуальный план образовательной деятельности в форме семинаров, тренингов, групповых консультаций, а также самостоятельного получения гражданским служащим новых знаний и навыков на срок 1 месяц. Затем проводится повторное тестирование.
Слайд4
Выстроенная система организации дополнительного профессионального образования позволяет государственным органам Пензенской области обеспечивать установленную законодательством периодичность повышения квалификации гражданскими служащими. С 2011 года по настоящее время получили дополнительное профессиональное образование 1529 государственных служащих, что составляет практически 100% от общей численности. Таким образом, не менее 30% от общего числа служащих ежегодно проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования. Однако, необходимо отметить, что законодательством не предусмотрено проведение иных мероприятий в период между прохождением обучения, таких как обучающие мероприятия и мероприятия по обмену опытом, в том числе стажировки.
Слайд5
Не менее важной проблемой, которая у нас возникает, и над решением которой мы работаем, является проблема приближенности программ дополнительного образования к специфике профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. Работая над решением этой проблемы, осуществляем взаимодействие государственных органов с образовательными организациями, занимающимися обучением гражданских служащих в целях учета ими специфики профессиональной служебной деятельности. Также ориентируем их на практическую направленность реализации программ дополнительного образования и на особенности преподавания специалистам-практикам. В зависимости от требований, предъявляемых к знаниям и умениям гражданских служащих, востребованность той или иной программы в различные годы менялась. Так, например, в настоящее время большое внимание в Пензенской области уделяется профилактике коррупционных проявлений. В связи с этим процент слушателей, обучающихся по программе профилактики коррупции, ежегодно возрастает.
Слайд6
Выявленные проблемы, конечно, затрагивают и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих. В целях их решения в Пензенской области создана уникальная система по обучению муниципальных служащих, поддержке и сопровождению органов местного самоуправления, состоящая из сети межмуниципальных методических центров (ММЦ). ММЦ равномерно распределены по территории Пензенской области. Это позволяет максимально приблизить образовательную инфраструктуру к месту работы и проживания служащих. ММЦ образованы в 4 городах Пензенской области: Пенза, Кузнецк, Нижний Ломов, Сердобск. Основной проблемой при организации дополнительного образования для муниципальных служащих является отсутствие условий для непрерывного самостоятельного изучения и обобщения вопросов профессиональной деятельности муниципальных служащих, приобретения ими дополнительных знаний и навыков, комплексного их обновления. Развитая сеть ММЦ позволяет решать данную проблему. Кроме того, позволяет проводить обучение с использованием дистанционных технологий без отрыва от основного вида деятельности на длительное время через региональный образовательный портал.
Слайд7


Существует проблемы, которые субъекты Российской Федерации решить самостоятельно не могут. Считаем, что необходимо:
- предусмотреть законодательством внедрение иных мероприятий по профессиональному развитию служащих (семинары, тренинги, мастер-классы, фокус-группы),
- рассмотреть возможность заключения договора на образовательные услуги без проведения конкурсных процедур в соответствии с 44-ФЗ (например в МИД),
- разработать федеральный государственный образовательный стандарт программ, входящих в перечень приоритетных направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих;
- предусмотреть в законодательстве проведение профессионально-общественной аккредитации программ профессиональной переподготовки.

Слайд8

Комментариев нет:

Отправить комментарий