четверг, 15 марта 2012 г.

О госслужбе и служащих

Вот уже несколько лет на федеральном и региональном уровнях большое внимание уделяется реформированию государственного управления, повышению его эффективности и прозрачности. Активно проводится административная реформа, совершенствуется антикоррупционное законодательство, формируется кадровый резерв.
Последние инициативы Президента РФ Д.А. Медведева, связанные с декларированием расходов чиновников, а также предложения, высказанные на расширенном заседании рабочей группы по формированию системы «Открытое Правительство», тоже направлены на это.
В первую очередь очень интересна, на мой взгляд, идея проводить открытые конкурсы на руководящие посты. Ведь система назначения на данные должности была создана еще в советское время и практически не менялась за весь период. Поэтому зачастую молодым и активным руководителям сложно продвинуться по служебной лестнице на самый верх.
Также заслуживает внимания предложение разработать новую систему классных чинов, так как присвоение классного чина госслужащему является чем-то автоматическим и обыденным и практически никак не влияет на мотивацию служащего и его статус.
Кроме того прозвучало очень актуальное предложение по созданию агентства по государственной службе. Действительно чиновниками занимаются многие ведомства, но по чуть-чуть и поэтому нет той комплексной работы, которая необходима в этом направлении.
В последнее время чиновников не ругает только ленивый. И в конечном итоге это приводит к низкой популярности государственного служащего среди большинства населения. Эта проблема во многом создана и подогревается нашими СМИ, которые постоянно показывают только негативные примеры работы чиновников (взятки, превышение полномочий, воровство и т.д.) и не обращают внимание на достижения и успехи наших коллег. А ведь они есть и не мало! В итоге у многих наших граждан слово «чиновник» стало практически ругательным – символом бюрократизма, мздоимства, вседозволенности и хамства. Заходя в то или иное государственное учреждение, граждане заранее настроены негативно. В обществе происходит своеобразное противостояние между чиновниками и гражданами. Об уважении к работе госслужащих я даже не говорю.
А ведь по разным оценкам количество государственных гражданских служащих в России составляет несколько миллионов человек. То есть это целая армия! При этом у госслужащих даже нет профессионального праздника (о чем я уже писал в своём блоге)! Престиж профессии предельно низок. Это связано со многими факторами, но в первую очередь с невысоким денежным содержанием. Об этом также говорилось на встрече Президента с рабочей группой по формированию системы «Открытое Правительство». Причем были высказаны революционные, на мой взгляд, предложения «платить чиновникам по рынку» т.е. установить им денежное содержание на уровне среднего в стране и монетизировать имеющиеся льготы у ряда госслужащих.
Все это я думаю должно привести к повышению престижа государственной службы и приходом на неё молодых, квалифицированных специалистов – настоящих профессионалов своего дела. Сейчас же порой сложно найти людей даже на должности специалистов, не говоря уже про руководящих работников. И в этом плане две основных проблемы: маленькая зарплата, большой объем работы и высокая ответственность перед обществом.
Нас часто сравнивают с бюджетниками, однако это ошибочное утверждение, ведь мы не можем работать сверхурочно, вести факультативы, частную практику, подрабатывать, как это делают многие учителя и врачи. Государственная служба накладывает большие ограничения на человека и поэтому он может требовать взамен достойной оплаты труда, чтобы сосредоточиться на своей работе, получать от неё удовольствие. Со временем служащий должен стать частью среднего класса в стране.
Несмотря на то, что в последнее время, в связи с внедрением системы электронного документооборота, количество бумаг постепенно снижается этот объем еще остается достаточно велик. Зачастую это связано еще и с тем, что одна и та же информация запрашивается у целого ряда министерств и ведомств и не аккумулируется в одном месте. Порой трудно найти орган власти, который отвечает за какое-либо конкретное направление работы из-за размытости функций и полномочий.
К сожалению, в настоящее время,на государственную службу зачастую приходят неподготовленные люди, не имеющие большого желания работать и, что еще хуже, не знающие как это делается.
Надеюсь, что эта ситуация будет постепенно меняться и со временем госслужащий станет вполне уважаемым в обществе человеком.

вторник, 6 марта 2012 г.

Задачи на ближайшую перспективу

 

По поручению Губернатора, на ближайшую перспективу, предстоит обсудить и подготовить решения по огромному количеству вопросов. Причем, практически все вопросы являются первоочередными: об административной реформе органов госвласти области; о сокращении госслужащих; об оказании бесплатной юридической помощи населению; о кадровой политике; об электронном документообороте, и множество других…

Жалко, что в сутках только 24 часа и голова на плечах только одна…

Но все вопросы для меня не являются новыми, поэтому, надеюсь, постепенно удастся привести все дела в порядок и систематизировать курируемые вопросы по направлениям.

Наше правительство вмещает около 1000 работников и похоже на огромный корабль в океане, управлять которым очень сложно. Его невозможно резко развернуть или остановить. Поэтому очень важно предвидеть возможные проблемы и четко видеть препятствия, чтобы не налететь на рифы и не затонуть в потоке народного гнева.

В связи с чем, на передний план выходят вопросы кадровой политики.

Должен признать, что областное правительство испытывает кадровый голод. И вроде желающие на вакантные места есть. Но изучая кандидатуры, понимаешь, что некоторые идут к нам в попытке просто трудоустроиться, хоть куда, либо из-за неверного представления статуса госслужащего. Многие кандидаты не соответствуют квалификационным требованиям, хотя, возможно, смогли бы эффективно работать на госслужбе. Но закон, есть закон.

Однако, как сказал Х.Сильва: «Не существует проблемы без решения. Существуют проблемы, о которых мы имеем слишком мало информации, чтобы найти решение».

 

Будем искать решение.